Симфонический оркестр

Мы продолжаем цикл занятий о составе и звучании музыкальных инструментов...
Симфонический оркестр

Добрый день, уважаемые родители, бабушки и дедушки.

 

 

Обязательно захотите, чтобы не пропустить много нового и интересного. На прошлом занятии мы познакомились с группой струнных музыкальных инструментов. А сегодня пришла очередь духовой группы.

Будьте внимательны! Мы начинаем!

В симфоническом оркестре группа духовых инструментов делится на две самостоятельные группы: медные духовые и деревянные духовые. Из названия сразу понятно, что деревянные инструменты изготавливаются из дерева, а медные – из металла.

К деревянным духовым инструментам относятся  флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Деревянные духовые обладают силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.

Медные духовые вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой. К ним относятся валторны, трубы, тромбоны, тубы.

Все духовые инструменты состоят из схожих частей, только в каждом инструменте эти части имеют разную форму.

Музыкант подает воздух  в мундштук, затем воздух проходит через трубку, и клапаны и игровые  отверстия. Из раструба выходит воздух, выдавая красивые и яркие звуки. 

Итак, предлагаю вам, познакомить детей с конкретным инструментом подробнее

Деревянные духовые

ФЛЕЙТА.

Один из самых старых инструментов мира, известный еще в древности - в Египте, Греции и Риме. С древних времен люди научились извлекать музыкальные звуки из срезанного тростника, закрытого с одного конца. Этот примитивный музыкальный инструмент и был отдаленным предком флейты.

В Европе в средние века получили распространение две разновидности флейты: прямая и поперечная. Прямую флейту, или "флейту с наконечником", держали прямо перед собой косую, или поперечную - под углом

Поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине XVIII века она окончательно вытеснила прямую флейту из симфонического оркестра. Флейта - самый подвижный инструмент из группы деревянных духовых инструментов. Флейта представляет собой цилиндрическую деревянную или металлическую трубку.. Игра на флейте требует большого расхода воздуха. От этого и получается характерный сипящий призвук, особенно в низком регистре.

Давайте, послушаем, как звучит флейта.


ГОБОЙ.

Соперничает с флейтой древностью своего происхождения: он ведет свою родословную от первобытной свирели. По своему строению гобой представляет собой коническую трубку; на одном конце ее находится небольшой воронкообразный раструб, на другом тоненький мундштук - трость, которую исполнитель держит во рту. Гобой обладает подвижной техникой, хотя и уступает в этом отношении флейте. Это скорее поющий, чем виртуозный инструмент: его область, как правило, - грусть и элегичность.

Послушаем, как звучит гобой:

КЛАРНЕТ.

Это цилиндрическая деревянная трубка с венчикообразным раструбом

Из всех деревянных духовых только кларнету доступно гибкое изменение силы звука. Это и многие другие качества кларнета сделали его звук одним из самых богатых по выразительности голосов оркестра. Нередко тембр кларнета связывают с мрачными драматическими ситуациями. Эту область выразительности, трагические эффекты скрыты в низком регистре инструмента.

Звук кларнета:
ФАГОТ-самый крупный из деревянных духовых инструментов. 

Большая деревянная, перегнутая вдвое трубка напоминала вязанку дров, что и отразилось в названии инструмента (итальянское слово fagotto означает "вязанка").  В длину фагот достигает 1 м 20см. в разобранном состоянии музыканты переносят его в чемоданчике. Обратите внимание, какой длинный и тоненький мундштук у фагота. Этот инструмент  покорил всех благозвучием своего тембра.

Давайте же скорее послушаем пленительное и загадочное звучание фагота.

Медные духовые инструменты.

ТРУБА.

Вошла в оперный оркестр с момента его зарождения. Тембру трубы несвойственна лирика, зато героика ему удается как нельзя лучше. У классиков трубы были чисто фанфарным инструментом, возвещая начало шествий, маршей, торжественных празднеств и охот. Труба знаменита не только своей силой звука, но и выдающимися виртуозными качествами.

ТРОМБОН. 

Получил свое название от итальянского наименования трубы и буквально означает "трубища". И действительно: трубка тромбона вдвое длиннее, чем у трубы. Уже в XVI веке тромбон получил свою современную форму.
Тромбоны издавна представляли собой "семейство", состоящее из инструментов различной величины. Каждый из них соответствовал одному из трех голосов хора и получил его наименование: тромбон-альт, тромбон-тенор, тромбон-бас. Игра  на тромбоне требует от исполнителя большого напряжения. Однако у этого инструмента есть качества, которые делают его незаменимым в оркестре: звук тромбона отличается большей силой и мужественностью.

ВАЛТОРНА. 

Прародителем современной валторны был рог. С древних времен сигнал рога возвещал о начале сражения, в средние века и позже, - вплоть до начала XVIII века, - он раздавался на охоте, состязаниях и торжественных придворных церемониях. В XVII веке охотничий рог стали изредка вводить в оперу, но лишь в следующем столетии он стал постоянным членом оркестра. И само название инструмента - валторна - напоминает о его прошлой роли: это слово происходит от немецкого "Waldhorn" - "лесной рог".


ТУБА. Довольно молодой инструмент. 

Она была построена во второй четверти XIX века в Германии. Первые тубы были несовершенны и применялись поначалу только в военных и садовых оркестрах. Лишь попав во Францию, в руки инструментального мастера Адольфа Сакса, туба стала удовлетворять высоким требованиям симфонического оркестра.
Туба - басовый инструмент, способный охватить самый низкий отрезок диапазона в медной группе.

САКСОФОН. 

Создатель саксафона - выдающийся франко-бельгийский инструментальный мастер Адольф Сакс. Сакс исходил из теоретического предположения: нельзя ли построить музыкальный инструмент, который занимал бы промежуточное положение между деревянными и медными духовыми? В таком инструменте, способном связать тембры меди и дерева, очень нуждались несовершенные военно-духовые оркестры Франции. Для осуществления своего замысла А. Сакс использовал новый принцип построения: он соединил коническую трубку с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Корпус инструмента был сделан из металла, внешние очертания напоминали басовый кларнет; расширяющаяся на конце, сильно загнутая вверх трубка, к которой прикреплена трость на металлическом наконечнике, изогнутом в форме "S". Замысел Сакса блестяще удался: новый инструмент действительно стал связующим звеном между медными и деревянными духовыми инструментами в военных оркестрах.

А сейчас еще раз вспомним и закрепим духовые инструменты симфонического оркестра, поиграем! 

Вы молодцы! До новых встреч! PS. На следующем занятии наше внимание привлечет группа ударных инструментов.


 

Занятие  подготовила  Елена Леонидовна Морозова (ведущий специалист ИМЦ «Альтернатива»)